Маркировка шин
Для примера, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где:
225 — это ширина шины в мм.
45 — это отношение высоты профиля шины к её ширине в процентах (на данной шине это 45%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем «приземистее» автомобиль.
Если этот показатель отсутствует (например: 225/ R17), то это соотношение равно 80-82% и шина называется «полнопрофильной». На сегодняшний день такие шины применяются в основном для микроавтобусов и бусов. Начиная с 80% и ниже, этот показатель обязательно входит в обозначение шины.
Для вашего удобства в разделе шинный калькулятор можно рассчитать точные значения изменений параметра размера при установке альтернативных шин, не предусмотренных заводом изготовителем вашего автомобиля.
R — означает радиальную конструкцию шины (иногда указывается дополнительно Radial). Многие ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковые шины с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
17 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
94 — индекс нагрузки шины. Этот условный показатель определяет максимальную нагрузку на шину.
Т — индекс скорости. Индекс скорости указывает максимально допустимую скорость при нормальной нагрузке (заявленном индексе нагрузки) для продолжительной поездки. Т.е. если вы на шинах с максимальной скоростью 190 км/ч, в течение 15 минут будете двигаться со скоростью 210 км/ч, то ничего ужасного не приключится. Но при более длительной езде возможны деформация и даже разрушение шины из-за перегрева.
Индекс скорости
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Мах. Скорость (км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) | 335 | 345 | 355 | 365 | 375 | 387 | 400 | 412 | 426 | 437 | 460 | 462 | 475 | 787 | 500 | 515 |
Индекс нагрузки | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) | 515 | 530 | 545 | 560 | 580 | 600 | 615 | 630 | 650 | 670 | 690 | 710 | 730 | 750 | 775 | 800 |
Индекс нагрузки | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 113 | 114 | 115 | 116 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) | 825 | 850 | 875 | 900 | 925 | 950 | 975 | 1000 | 1030 | 1060 | 1090 | 1150 | 1180 | 1215 | 1250 |
Индекс нагрузки | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 |
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.) | 1285 | 1320 | 1360 | 1400 | 1450 | 1500 | 1550 | 1600 | 1650 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 | 1900 |
Различные обозначения и сокращения
M&S или M+S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.AllSeason — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.Any Season — всесезонные шины.A/T (All Terrain) — всесезонные шины.AS — All Season — всесезонные шины.R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.Rotation —шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины.Outside и Inside (или SideFacingOut и SideFacingInwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордомTubeless(TL)— бескамерная шина.Tube Type(TT)— шина должна эксплуатироваться с камерой.MAXPRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», т.е. «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм. ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола. MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону. Studless — не полдежит ошиповке. M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.AllSeason — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.Any Season — всесезонные шины.A/T (All Terrain) — всесезонные шины.AS — All Season — всесезонные шины.R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.Rotation —шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины. Outside и Inside (или SideFacingOut и SideFacingInwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордомTubeless(TL)— бескамерная шина.Tube Type(TT)— шина должна эксплуатироваться с камерой.MAXPRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», т.е. «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм. ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола. MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону. Studless — не полдежит ошиповке.
Studdable — подлежит ошиповке.
Маркировка дисков
Независимо от того, какой диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный) — все диски имеют стандартную маркировку параметров Разберем маркировку на примере диска к автомобилю Nissan: 6,5Jx16H2 ET40 PCD: 5/114.3 d66
6.5 — Ширина диска в дюймах.(B)16 — Диаметр диска в дюймах (D)5/114.3 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 114.3 мм.PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).
Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
— у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.
— у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий (по диагонали).ET 40 — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 40 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). При установке не заводских дисков, параметр ЕТ может несколько отличаться от рекомендованного заводом изготовителем, поэтому при покупке дисков проконсультируйтесь с продавцом.
Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET40 (мм), если его величина положительная, или ET-10, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.Вылет «положительный», если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость.Вылет «отрицательный», если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскостьЧем размер вылета ближе к «0»-ю, тем колесо (визуально) дальше от кузова.d 66 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 66 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, т.к. многие диски могут подходить к совершенно разным автомобилям. К примеру диски с параметрами 5х114.3, ЕТ40-45 ставятся на Nissan X-trail, Toyota Camry, Mazda 6, Chrysler Town Country, Kia Carnival и д.р.. Для центровки таких дисков на ступице используют переходные кольца.J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH…). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
Сезонная замена шин
Не секрет, что «летняя» и «зимняя» резина имеет разный состав и предназначена для использования при разных температурах. Когда температура воздуха падает до -7°С, «летние» шины теряют до 40% своих сцепных свойств. Напротив, при температуре выше +5°С «зимние» шины становятся слишком мягкими, быстрее изнашивается протектор, а реакция на руль становится более вялой. Поэтому, одна из любимых «забав» экономных автомобилистов – «докатывать» зимнюю резину летом – просто опасна.
Но не стоит при сезонной смене покрышек ориентироваться только по температуре окружающего воздуха! Климат у нас непредсказуемый, лето не торопится наступать, а «зима всегда приходит неожиданно», как выражаются работники дорожных служб. К тому же, поливальные машины работают по своему собственному графику, известному только коммунальщикам и не зависящим от прогнозов синоптиков, впрочем, тоже противоречивым. Чистые, но мокрые улицы плюс утренние заморозки – и на летней резине из дома лучше не выезжать!
Все мы читаем одни и те же статьи, слушаем одни и те же прогнозы погоды, рекомендации всех производителей по поводу сезонной смены покрышек приблизительно одинаковы. Но когда наступает «час Х» в шиномонтажной мастерской выстраиваются огромные очереди, запись на шиномонтаж ведется на две-три недели вперед. Весной такое промедление не представляет особой проблемы, разве что цокот шипов по сухому асфальту начинает раздражать все больше и больше. А вот осенью… Чтобы не праздновать «день жестянщика» на первом гололеде, запишитесь на шиномонтаж заранее. А лучше всего купите второй комплект дисков, для зимней резины. Тогда Вам не придется ждать очереди на переобувку, ведь «перекинуть» колеса под силу даже женщине.
P.S. и на последок: не экономьте на сезонной переобувке, ведь это залог вашей безопасности. Помните, что всесезонная резина – это и летом не летняя, и зимой не зимняя!
Cоответствие шин ширине дисков
Ширина обода диска (в дюймах) | |||
Размер | min. | оптимальный | max. |
135/80R13 | 3,5 | 3,5 | 4,5 |
135/70R13 | 3,5 | 4 | 4,5 |
145/65R15 | 4 | 4,5 | 5 |
145/70R13 | 3,5 | 4,5 | 5 |
145/80R13 | 3,5 | 4 | 5 |
155/65R13 | 4,5 | 4,5 | 5,5 |
155/65R14 | 4,5 | 4,5 | 5,5 |
155/65R15 | 4,5 | 4,5 | 5 |
155/70R13 | 4 | 4,5 | 5 |
155/80R13 | 3 | 4,5 | 5 |
165/60R14 | 4,5 | 5 | 6 |
165/65R13 | 4,5 | 5 | 6 |
165/65R14 | 4,5 | 5 | 6 |
165/65R14 | 4,5 | 5 | 6 |
165/70R13 | 4 | 5 | 5,5 |
165/70R14 | 4 | 5 | 5,5 |
165/80R13 | 4 | 4,5 | 5,5 |
175/55R15 | 5 | 5,5 | 6 |
175/60R14 | 5 | 5 | 6 |
175/60R15 | 5 | 5 | 6 |
175/65R13 | 5 | 5 | 6 |
175/65R14 | 5 | 5 | 6 |
175/70R13 | 4,5 | 5 | 6 |
175/70R14 | 4,5 | 5 | 6 |
175/80R14 | 4,5 | 5 | 6 |
185/50R16 | 5 | 6 | 6,5 |
185/55R14 | 5 | 6 | 6,5 |
185/55R15 | 5 | 6 | 6,5 |
185/60R14 | 5 | 5,5 | 6,5 |
185/60R15 | 5 | 5,5 | 6,5 |
185/65R14 | 5 | 5,5 | 6,5 |
185/65R15 | 5 | 5,5 | 6,5 |
185/70R13 | 4,5 | 5,5 | 6 |
185/70R14 | 4,5 | 5,5 | 6 |
185/80R14 | 4,5 | 5 | 6 |
195/15R15 | 5,5 | 6 | 7 |
195/45R15 | 6 | 6,5 | 7,5 |
195/45R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
195/50R15 | 5,5 | 6 | 7 |
195/50R16 | 5,5 | 6 | 7 |
195/55R16 | 5,5 | 6 | 7 |
195/60R14 | 5,5 | 6 | 7 |
195/60R15 | 5,5 | 6 | 7 |
195/65R14 | 5,5 | 6 | 7 |
195/65R15 | 5,5 | 6 | 7 |
195/70R14 | 5 | 6 | 6,5 |
205/40R17 | 7 | 7,5 | 8 |
205/45R16 | 6,5 | 7 | 7,5 |
205/45R17 | 6,5 | 7 | 7,5 |
205/50R15 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
205/50R16 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
205/50R17 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
205/55R15 | 5,5 | 6,5 | 7,5 |
205/55R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
205/60R15 | 5,5 | 6 | 7,5 |
205/60R16 | 5,5 | 6 | 7,5 |
205/65R15 | 5,5 | 6 | 7,5 |
215/35R18 | 7 | 7,5 | 8,5 |
215/40R16 | 7 | 7,5 | 8,5 |
215/40R17 | 7 | 7,5 | 8,5 |
215/45R16 | 7 | 7 | 8 |
215/45R17 | 7 | 7 | 8 |
215/45R18 | 7 | 7 | 8 |
215/50R16 | 6 | 7 | 7,5 |
215/55R16 | 6 | 7 | 7,5 |
215/60R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
215/65R15 | 6 | 6,5 | 7,5 |
215/65R16 | 6 | 6,5 | 7,5 |
225/35R17 | 7,5 | 8 | 9 |
225/35R18 | 7,5 | 8 | 9 |
225/35R19 | 7,5 | 8 | 9 |
225/40R18 | 7,5 | 8 | 9 |
225/40R19 | 7,5 | 8 | 9 |
225/45R16 | 7 | 7,5 | 8,5 |
225/45R17 | 7 | 7,5 | 8,5 |
225/45R18 | 7 | 7,5 | 8,5 |
225/50R15 | 6 | 7 | 8 |
225/50R16 | 6 | 7 | 8 |
225/50R17 | 6 | 7 | 8 |
225/55R15 | 6 | 7 | 8 |
225/55R16 | 6 | 7 | 8 |
225/55R17 | 6 | 7 | 8 |
225/60R15 | 6,5 | 7 | 8 |
225/60R16 | 6 | 6,5 | 8 |
235/35R18 | 8 | 8,5 | 9,5 |
235/35R19 | 8 | 8,5 | 9,5 |
235/40R17 | 8 | 8,5 | 9,5 |
235/40R18 | 8 | 8,5 | 9,5 |
235/45R17 | 7,5 | 8 | 9 |
235/45R18 | 7,5 | 8 | 9 |
235/50R16 | 6,5 | 7,5 | 8,5 |
235/50R17 | 6,5 | 7,5 | 8,5 |
235/50R18 | 6,5 | 7,5 | 8,5 |
235/55R17 | 6,5 | 7,5 | 8,5 |
235/60R16 | 6,5 | 7 | 8,5 |
235/65R17 | 6,5 | 7 | 8,5 |
235/65R18 | 6,5 | 7 | 8,5 |
245/35R19 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/35R20 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/35R21 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/40R17 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/40R18 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/40R19 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/40R20 | 8 | 8,5 | 9,5 |
245/45R16 | 7,5 | 8 | 9 |
245/45R17 | 7,5 | 8 | 9 |
245/45R18 | 7,5 | 8 | 9 |
245/45R19 | 7,5 | 8 | 9 |
245/50R16 | 7 | 7,5 | 8,5 |
245/50R18 | 7 | 7,5 | 8,5 |
245/55R16 | 7 | 7,5 | 8,5 |
245/55R17 | 7 | 7,5 | 8,5 |
255/30R20 | 8,5 | 9 | 9,5 |
255/30R21 | 8,5 | 9 | 9,5 |
255/30R22 | 8,5 | 9 | 9,5 |
255/35R18 | 8,5 | 9 | 10 |
255/35R19 | 8,5 | 9 | 10 |
255/35R20 | 8,5 | 9 | 10 |
255/35R21 | 8,5 | 9 | 10 |
255/40R17 | 8,5 | 9 | 10 |
255/40R18 | 8,5 | 9 | 10 |
255/40R19 | 8,5 | 9 | 10 |
255/45R17 | 8 | 8,5 | 9,5 |
255/45R18 | 8 | 8,5 | 9,5 |
255/50R16 | 7 | 8 | 9 |
255/55R17 | 7 | 8 | 9 |
265/30R19 | 9 | 9,5 | 10 |
265/35R17 | 9 | 9,5 | 10,5 |
265/35R18 | 9 | 9,5 | 10,5 |
265/35R19 | 9 | 9,5 | 10,5 |
265/40R17 | 9 | 9,5 | 10,5 |
265/40R18 | 9 | 9,5 | 10,5 |
275/30R19 | 9 | 9,5 | 10 |
275/35R18 | 9 | 9,5 | 11 |
275/35R19 | 9 | 9,5 | 11 |
275/35R20 | 9 | 9,5 | 11 |
275/40R17 | 9 | 9,5 | 11 |
275/40R18 | 9 | 9,5 | 11 |
275/40R19 | 9 | 9,5 | 11 |
285/30R18 | 9,5 | 10 | 10,5 |
285/30R19 | 9,5 | 10 | 10,5 |
285/30R20 | 9,5 | 10 | 10,5 |
285/30R21 | 9,5 | 10 | 10,5 |
285/35R18 | 9,5 | 10 | 11 |
285/35R19 | 9,5 | 10 | 11 |
285/40R17 | 9 | 10 | 11 |
295/25R20 | 10 | 10,5 | 11 |
295/25R21 | 10 | 10,5 | 11 |
295/25R22 | 10 | 10,5 | 11 |
295/30R18 | 10 | 10,5 | 10 |
295/30R19 | 10 | 10,5 | 11 |
295/30R21 | 10 | 10,5 | 11 |
295/35R18 | 10 | 10,5 | 11,5 |
295/35R19 | 10 | 10,5 | 11,5 |
315/30R18 | 10,5 | 11 | 11,5 |
335/30R18 | 11,5 | 12 | 12,5 |
335/30R20 | 11,5 | 12 | 12,5 |
335/35R17 | 11 | 12 | 13 |
345/30R19 | 11,5 | 12 | 12,5 |
345/35R18 | 11,5 | 12 | 13,5 |