Маркировка шин

Для примера, возьмем типоразмер 225/45 R17 94T, где:
225 — это ширина шины в мм.

45 — это отношение высоты профиля шины к её ширине в процентах (на данной шине это 45%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем «приземистее» автомобиль.  
Если этот показатель отсутствует (например: 225/ R17), то это соотношение равно 80-82% и шина называется «полнопрофильной». На сегодняшний день такие шины применяются в основном для микроавтобусов и бусов. Начиная с 80% и ниже, этот показатель обязательно входит в обозначение шины.
Для вашего удобства в разделе шинный калькулятор можно рассчитать точные значения изменений параметра размера при установке альтернативных шин, не предусмотренных заводом изготовителем вашего автомобиля.

R — означает радиальную конструкцию шины (иногда указывается дополнительно Radial). Многие ошибочно думают, что R — означает радиус шины. Легковые шины с диагональной конструкцией уже практически не выпускается. 

17 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус). 

94 — индекс нагрузки шины. Этот условный показатель определяет максимальную нагрузку на шину.
Т — индекс скорости. Индекс скорости указывает максимально допустимую скорость при нормальной нагрузке (заявленном индексе нагрузки) для продолжительной поездки. Т.е. если вы на шинах с максимальной скоростью 190 км/ч, в течение 15 минут будете двигаться со скоростью 210 км/ч, то ничего ужасного не приключится. Но при более длительной езде возможны деформация и даже разрушение шины из-за перегрева.

Индекс скорости

Индекс скоростиJKLMNPQRSTUHVVRWYZR
Мах. Скорость (км/ч)100110120130140150160170180190200210240>210270300>240

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки70717273747576777879808182838485
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)335345355365375387400412426437460462475787500515
Индекс нагрузки858687888990919293949596979899100
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)515530545560580600615630650670690710730750775800
Индекс нагрузки101102103104105106107108109110111113114115116
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)82585087590092595097510001030106010901150118012151250
Индекс нагрузки117118119120121122123124125126127128129130
Мах. Нагрузка на 1 колесо (кг.)12851320136014001450150015501600165017001750180018501900

Различные обозначения и сокращения

M&S или M+S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.AllSeason — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.Any Season — всесезонные шины.A/T (All Terrain) — всесезонные шины.AS — All Season — всесезонные шины.R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.Rotation —шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины.Outside и Inside (или SideFacingOut и SideFacingInwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордомTubeless(TL)— бескамерная шина.Tube Type(TT)— шина должна эксплуатироваться с камерой.MAXPRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.RAINWATERAQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», т.е. «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм. ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола. MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону. Studless — не полдежит ошиповке. M/T (Mud Terrain) — грязевые ландшафты.AllSeason — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.Any Season — всесезонные шины.A/T (All Terrain) — всесезонные шины.AS — All Season — всесезонные шины.R+W (Road + Winter) — всесезонные шины.Rotation —шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины показывающую требуемое направление вращения шины. Outside и Inside (или SideFacingOut и SideFacingInwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордомTubeless(TL)— бескамерная шина.Tube Type(TT)— шина должна эксплуатироваться с камерой.MAXPRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.RAINWATERAQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.Max Load — максимальная нагрузка и далее стоят значения в килограммах и фунтах.PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», т.е. «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки.На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (т.е. прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 215/65 R16C).LT cокращенно от Light Truck (легкогрузовой).TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм. ZP — нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.SST — самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола. MFS (Maximum Flange Sheild) — Система Максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону. Studless — не полдежит ошиповке. 

Studdable — подлежит ошиповке. 

Маркировка дисков

Независимо от того, какой диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный) — все диски имеют стандартную маркировку параметров Разберем маркировку на примере диска к автомобилю Nissan: 6,5Jx16H2  ET40  PCD: 5/114.3  d66
6.5 — Ширина диска в дюймах.(B)16 — Диаметр диска в дюймах (D)5/114.3 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 114.3 мм.PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).
Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
— у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние  между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.
— у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение  PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий (по диагонали).ET 40 — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 40 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). При установке не заводских дисков, параметр ЕТ может несколько отличаться от рекомендованного заводом изготовителем, поэтому при покупке дисков проконсультируйтесь с продавцом.
Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET40 (мм), если его величина положительная, или ET-10, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.Вылет «положительный», если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость.Вылет «отрицательный», если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскостьЧем размер вылета ближе к «0»-ю, тем колесо (визуально) дальше от кузова.d 66 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 66 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, т.к. многие диски могут подходить к совершенно разным автомобилям. К примеру диски с параметрами 5х114.3, ЕТ40-45 ставятся на Nissan X-trail, Toyota Camry, Mazda 6, Chrysler Town Country, Kia Carnival и д.р.. Для центровки таких дисков на ступице используют переходные кольца.J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH…). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они  улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.

Сезонная замена шин

Не секрет, что «летняя» и «зимняя» резина имеет разный состав и предназначена для использования при разных температурах. Когда температура воздуха падает до -7°С, «летние» шины теряют до 40% своих сцепных свойств. Напротив, при температуре выше +5°С «зимние» шины становятся слишком мягкими, быстрее изнашивается протектор, а реакция на руль становится более вялой. Поэтому, одна из любимых «забав» экономных автомобилистов – «докатывать» зимнюю резину летом – просто опасна.

Но не стоит при сезонной смене покрышек ориентироваться только по температуре окружающего воздуха! Климат у нас непредсказуемый, лето не торопится наступать, а «зима всегда приходит неожиданно», как выражаются работники дорожных служб. К тому же, поливальные машины работают по своему собственному графику, известному только коммунальщикам и не зависящим от прогнозов синоптиков, впрочем, тоже противоречивым. Чистые, но мокрые улицы плюс утренние заморозки – и на летней резине из дома лучше не выезжать!

Все мы читаем одни и те же статьи, слушаем одни и те же прогнозы погоды, рекомендации всех производителей по поводу сезонной смены покрышек приблизительно одинаковы. Но когда наступает «час Х» в шиномонтажной мастерской выстраиваются огромные очереди, запись на шиномонтаж ведется на две-три недели вперед. Весной такое промедление не представляет особой проблемы, разве что цокот шипов по сухому асфальту начинает раздражать все больше и больше. А вот осенью… Чтобы не праздновать «день жестянщика» на первом гололеде, запишитесь на шиномонтаж заранее. А лучше всего купите второй комплект дисков, для зимней резины. Тогда Вам не придется ждать очереди на переобувку, ведь «перекинуть» колеса под силу даже женщине.

P.S. и на последок: не экономьте на сезонной переобувке, ведь это залог вашей безопасности. Помните, что всесезонная резина – это и летом не летняя, и зимой не зимняя!

Cоответствие шин ширине дисков

Ширина обода диска (в дюймах)
Размерmin.оптимальныйmax.
135/80R133,53,54,5
135/70R133,544,5
145/65R1544,55
145/70R133,54,55
145/80R133,545
155/65R134,54,55,5
155/65R144,54,55,5
155/65R154,54,55
155/70R1344,55
155/80R1334,55
165/60R144,556
165/65R134,556
165/65R144,556
165/65R144,556
165/70R13455,5
165/70R14455,5
165/80R1344,55,5
175/55R1555,56
175/60R14556
175/60R15556
175/65R13556
175/65R14556
175/70R134,556
175/70R144,556
175/80R144,556
185/50R16566,5
185/55R14566,5
185/55R15566,5
185/60R1455,56,5
185/60R1555,56,5
185/65R1455,56,5
185/65R1555,56,5
185/70R134,55,56
185/70R144,55,56
185/80R144,556
195/15R155,567
195/45R1566,57,5
195/45R1666,57,5
195/50R155,567
195/50R165,567
195/55R165,567
195/60R145,567
195/60R155,567
195/65R145,567
195/65R155,567
195/70R14566,5
205/40R1777,58
205/45R166,577,5
205/45R176,577,5
205/50R155,56,57,5
205/50R165,56,57,5
205/50R175,56,57,5
205/55R155,56,57,5
205/55R1666,57,5
205/60R155,567,5
205/60R165,567,5
205/65R155,567,5
215/35R1877,58,5
215/40R1677,58,5
215/40R1777,58,5
215/45R16778
215/45R17778
215/45R18778
215/50R16677,5
215/55R16677,5
215/60R1666,57,5
215/65R1566,57,5
215/65R1666,57,5
225/35R177,589
225/35R187,589
225/35R197,589
225/40R187,589
225/40R197,589
225/45R1677,58,5
225/45R1777,58,5
225/45R1877,58,5
225/50R15678
225/50R16678
225/50R17678
225/55R15678
225/55R16678
225/55R17678
225/60R156,578
225/60R1666,58
235/35R1888,59,5
235/35R1988,59,5
235/40R1788,59,5
235/40R1888,59,5
235/45R177,589
235/45R187,589
235/50R166,57,58,5
235/50R176,57,58,5
235/50R186,57,58,5
235/55R176,57,58,5
235/60R166,578,5
235/65R176,578,5
235/65R186,578,5
245/35R1988,59,5
245/35R2088,59,5
245/35R2188,59,5
245/40R1788,59,5
245/40R1888,59,5
245/40R1988,59,5
245/40R2088,59,5
245/45R167,589
245/45R177,589
245/45R187,589
245/45R197,589
245/50R1677,58,5
245/50R1877,58,5
245/55R1677,58,5
245/55R1777,58,5
255/30R208,599,5
255/30R218,599,5
255/30R228,599,5
255/35R188,5910
255/35R198,5910
255/35R208,5910
255/35R218,5910
255/40R178,5910
255/40R188,5910
255/40R198,5910
255/45R1788,59,5
255/45R1888,59,5
255/50R16789
255/55R17789
265/30R1999,510
265/35R1799,510,5
265/35R1899,510,5
265/35R1999,510,5
265/40R1799,510,5
265/40R1899,510,5
275/30R1999,510
275/35R1899,511
275/35R1999,511
275/35R2099,511
275/40R1799,511
275/40R1899,511
275/40R1999,511
285/30R189,51010,5
285/30R199,51010,5
285/30R209,51010,5
285/30R219,51010,5
285/35R189,51011
285/35R199,51011
285/40R1791011
295/25R201010,511
295/25R211010,511
295/25R221010,511
295/30R181010,510
295/30R191010,511
295/30R211010,511
295/35R181010,511,5
295/35R191010,511,5
315/30R1810,51111,5
335/30R1811,51212,5
335/30R2011,51212,5
335/35R17111213
345/30R1911,51212,5
345/35R1811,51213,5